Взаимодействие государственных земельных инспекторов с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль

Последнее обновление: 15.01.2021

Взаимодействие государственных земельных инспекторов с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль

 

Государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль образуют единую систему контроля за соблюдением требований земельного законодательства, различаясь при этом в полномочиях, процедурах и последствиях.

Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Тыва (далее - Управление) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением:

- требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок;

- требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;

- требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению согласно их принадлежности к той или иной категории земель и (или) разрешенному использованию;

- требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;

- требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

- требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

- требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Росреестра и его территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, установлен, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014  №1515, утвердившим Правила взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль.

Управление взаимодействует с инспекторами органов местного самоуправления в рамках:

- согласования проектов ежегодных планов проведения органами местного самоуправления плановых проверок при осуществлении муниципального земельного контроля;

- рассмотрения уполномоченными должностными лицами Управления материалов проверок, проведенных инспекторами органов местного самоуправления при осуществлении муниципального земельного контроля, по результатам которых были выявлены нарушения обязательных требований земельного законодательства.

Главной особенностью муниципального земельного контроля, установленной законодательством, является отсутствие у органов местного самоуправления полномочий по возбуждению дел об административных правонарушениях в части нарушения требований земельного законодательства, рассмотрению данных дел и привлечению виновных лиц к административной ответственности. Этими полномочиями наделены только органы государственного земельного надзора.

В случае выявления,  в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля, нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, органы муниципального земельного контроля в течение 3 рабочих дней со дня составления акта проверки направляют копию акта проверки с указанием информации о наличии признаков выявленного нарушения в структурное подразделение территориального органа федерального органа государственного земельного надзора по соответствующему муниципальному образованию. По результатам рассмотрения указанной копии акта принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении либо об отказе в возбуждении дела.

Таким образом, только убедившись в наличии достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения, орган государственного земельного надзора возбуждает дело об административном правонарушении и привлекает нарушителя к административной ответственности.

На территории Барун-Хемчикского, Бай-Тайгинского муниципальных районов и города Ак-Довурак территориальным органом федерального органа, осуществляющего государственный земельный надзор, является Западный отдел Управления.

За прошедший 2019 год от инспекторов органов местного самоуправления Барун-Хемчикского, Бай-Тайгинского муниципальных районов и городского округа города Ак-Довурак в Западный отдел поступило 7 материалов муниципального земельного контроля.  Из 7 поступивших материалов государственным инспектором Западного отдела было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении 6 материалов в связи с отсутствием достаточных данных, указывающих на наличие правонарушения. По одному  акту проверки  было возбуждено  дело об административном правонарушении, в результате  рассмотрения которого на нарушителя наложен административный штраф  в размере 5 тыс. рублей. Указанные средства были направлены в бюджет города Ак-Довурак.

Необходимо отметить, что проверки соблюдения земельного законодательства также позволяют выявлять новые объекты налогообложений, что в свою очередь увеличивает поступление в местный бюджет соответствующего муниципального образования земельного налога и арендной платы.

В районах, на которые распространяются полномочия Западного отдела, имеются проблемы в организации муниципального земельного контроля. Управление проводит работу по оказанию практической помощи органам местного самоуправления в осуществления контрольных функций. Но, не смотря на это, многие муниципальные образования так и не начали осуществлять муниципальный земельный контроль  с достаточной результативностью.

 

Кыргыс А-Х.Б., государственный  инспектор по использованию и охране земель

по Бай-Тайгинскому, Барун-Хемчикскому районам и по г. Ак-Довурак

Управления Росреестра по Республике Тыва