Требования к документам для государственного кадастрового учета и регистрации прав

Последнее обновление: 26.08.2020

Требования к документам для государственного кадастрового учета и регистрации прав

 

Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав определены положениями статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать необходимую информацию для внесения в  Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).

Документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц

Тексты документов в бумажном виде должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и при наличии отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.

Если представленные заявление и документы имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, либо такие документы исполнены карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание, то орган регистрации прав обязан возвратить такие заявление и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения.

Сделки на бумажном носителе представляются:

-не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, если такая сделка совершена в простой письменной форме;

-не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) возвращается правообладателю, если такая сделка совершена в нотариальной форме или право на основании такой сделки возникло до вступления в силу Федерального закона        от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (т.е. до 31.01.1998).

Межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав исключительно в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

Иные необходимые документы в бумажной виде (за исключением актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, и заявлений) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник)  должен быть возвращен заявителю.

Копии актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления в бумажном виде, а также судебных актов представляются в одном экземпляре, который после сканирования при выдаче документов возвращается заявителю.

Заявление представляется в единственном экземпляре-подлиннике.

 Если документы представляются в форме электронных документов, электронных образов документов такие документы представляются:

-в форме электронных документов, если Законом № 218-ФЗ предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе должны быть представлены в подлиннике (один экземпляр таких документов должен быть подлинником), в том числе, если такие документы выражают содержание нотариально удостоверенной сделки;

-в форме электронных документов или электронных образов документов, если Законом № 218-ФЗ предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе могут быть представлены в виде копии без представления подлинника.

Документы в форме электронных документов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных на то лиц, сторон договора или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

Документы, представляемые в форме электронных образов документов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе.

Сформированный комплект документов, представляемых в форме электронных документов, электронных образов документов, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

 Электронные услуги Росреестра доступны всем заявителям на сайте Росреестра  и портале госуслуг Российской Федерации.

Чтобы подать заявление и документы на государственную регистрацию в электронном виде необходимы доступ в интернет и наличие усиленной квалифицированной электронной подписи (Усиленную квалифицированную подпись можно приобрести в специализированном удостоверяющем центре -можно обратиться за электронной подписью в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Тыва либо самостоятельно через личный кабинет в удостоверяющем центре Федеральной кадастровой палаты по следующей ссылке  https://uc.kadastr.ru/).

Электронный сервис Росреестра дает следующие преимущества:

-  возможность подачи заявления на государственную регистрацию или на постановку на кадастровый учет в любое удобное время и из любой точки мира, что позволяет не посещать офис МФЦ и экономит время;

-  размер госпошлины для физических лиц меньше на 30% по сравнению с подачей на бумажных носителях, т.е. госпошлина уплачивается с учетом льготы, предусмотренной ст.333.35 Налогового кодекса РФ;

- сокращенный срок регистрации – максимальный срок 5 рабочих  дней, по сравнению с документами, которые подаются непосредственно в регистрирующий орган или МФЦ (где срок 7 или 9 рабочих дней), также при представлении нотариально удостоверенных документов в электронном виде, где государственная регистрация должна быть произведена в течение 1 рабочего дня, следующего за днем приема документов;

- заявители не контактируют с чиновниками напрямую, что позволяет исключить влияние человеческого фактора, т.е. заявитель самостоятельно подает документы и не зависит от действий сотрудника, принимающего документы.

По итогам регистрационных действий заявителю на адрес электронной почты направляется электронные документы:

-  выписка из ЕГРН;

- специальная регистрационная надпись на документе, выражающем содержание сделки, которая удостоверяет проведенную государственную регистрацию сделки, а также права собственности или иного вещного права;

- уведомления о приостановлении или отказе в государственной регистрации.

        

Ооржак А.А., специалист-эксперт Западного отдела

Управления Росреестра по Республике Тыва